1С:Аудиокниги

1С:Аудиокниги Нам с вами по пути!

Поиск по сайту
Навигация по каталогу
Афанасий Пушкин - Сергей Сазонтьев, режиссер-постановщик – Виктор Трухан, Шуйский - Борис Плотников, Воротынский - Александр Феклистов

Афанасий Пушкин - Сергей Сазонтьев, режиссер-постановщик – Виктор Трухан, Шуйский - Борис Плотников, Воротынский - Александр Феклистов

Про аудиокниги

Аудиокниги — цели и средства

Аудиокнига (в современном понимании) — это озвученное профессиональными артистами и записанное на звуковой носитель литературное произведение.

Классика и современные книги, деловая литература и стихи, сказки, фантастика и фэнтези, биографии известных личностей и исторические романы — практически все жанры могут быть успешно переданы не только печатным текстом, но и живым словом. Аудиокниги по знакомым произведениям художественной литературы позволяют услышать любимые книги в новом, порой неожиданном исполнении, ощутить себя участником происходящих событий. Познакомиться с новыми произведениями в формате аудиокниги вы можете при отсутствии времени на их прочтение, ведь аудиокнига позволяет воспринимать информацию при свободных глазах и руках, что дает вам свободу движения и действия по сравнению с чтением печатных текстов.

Над записью художественных аудиокниг на студии трудится команда профессионалов: режиссер, звукооператор, композитор (если аудиокнига с музыкальным сопровождением), артисты-исполнители. В профессиональном издательстве для аудиокниги разрабатывается упаковка, на которой, в частности, указываются издательство, студия-разработчик и члены ее «команды», а также вся необходимая информация о технических и художественных свойствах аудиокниги. Задумайтесь, стоит ли тратить ваше драгоценное время на прослушивание аудиокнижной продукции, которая производится в других условиях и/или распространяется в упаковках, не обладающих указанными выше свойствами.

Покупая аудиокнигу, обратите внимание на интерпретацию произведения. При моночтении книгу читает один артист или несколько артистов последовательно и без привязки к действующим персонажам — часто такую интерпретацию подразумевают под самим словом «аудиокнига». В аудиоспектакле задействованы несколько артистов, исполняющих роли персонажей, причем есть эпизоды, в которых задействованы несколько исполнителей. Другие интерпретации относят к аудиопостановкам (например, двое артистов, озвучивающих переписку).

Наиболее распространены форматы звукозаписи аудиокниг AudioCD, mp3 (в России принято прочтение «эм-пэ-три») и мультимедиа. Диски в формате AudioCD наиболее универсальны для воспроизведения дисковыми плеерами и магнитолами, поскольку совместимы со всеми типами, однако их вместимость ограничена временем звучания 74 минуты, а высокое качество звучания целесообразно лишь для постановок, где музыка играет ведущую роль. Формат mp3 позволяет записывать на один диск до нескольких десятков часов звучания без существенной потери качества звучания человеческого голоса. Это достигается путем отбрасывания из звукового спектра неразличимых человеческим ухом частот, что называют звуковым сжатием. Сила сжатия mp3-файла характеризуется бит-рейтом (измеряется в килобитах в секунду) — чем он меньше, тем сильнее сжатие. При величине бит-рейта mp3 320 кбит/с звучание речи практически нельзя отличить от AudioCD, хотя бит-рейт последнего в несколько раз выше. Любопытно, кстати, что при сильном сжатии труднее различимы искажения женского голоса, что дает женщинам преимущество перед мужчинами в качестве артистов для прочтения особо длинных произведений. Для воспроизведения mp3-аудиокниг подходят любые дисковые устройства, поддерживающие этот формат — плееры, магнитолы, большинство моделей DVD-плееров. Для прослушивания mp3-аудиокниг на компьютере можно использовать стандартные программы воспроизведения (WinAmp, Windows Media Player, etc.), а также программы, прилагаемые многими издательствами на диске — такая программа запускается автоматически при установке диска в дисковод. Компьютер позволяет также перекачать для дальнейшего прослушивания содержимое диска на мобильное флеш-устройство: mp3-флеш-плеер, мобильный телефон с поддержкой mp3 и т.п..

На аудиокнигах в формате мультимедиа (multimedia) представлены mp3-файлы и другие материалы (тексты, фотографии, видео, компьютерные программы). О возможных способах их воспроизведения обычно указано в описании таких продуктов.

Для удобства прослушивания аудиокниги обычно вся запись разбита на фрагменты по несколько минут. Эти фрагменты существуют в виде отдельных треков в AudioCD и в виде отдельных файлов в mp3. Разбиение облегчает перерывы в чтении, позволяет быстро отыскать нужный фрагмент как с помощью плеера, так и на компьютере.

Следует различать аудиокниги, электронные книги (электронные тексты со специальными оболочками для их прочтения с экрана) и компьютерные программы, синтезирующие речь по введенному тексту.

Краткая история аудиокниги

До изобретения письменности — единственная форма существования литературы — пересказ «из уст в уста»

1860 — Э.Л. Скотт де Мартивилль изобретает фонограф, однако он предназначен лишь для графической записи звуковой информации и известен лишь в узком научном кругу.

1877 — Томас Эдисон независимо от Скотта де Мартивилля изобретает фонограф и применяет его для практической цели передачи информации с помощью звука.

1887 — Эмиль Берлинер изобретает граммофон. Начинается индустрия грамзаписи.

1896 — Александр Попов изобретает радиоприемник.

1931 — Конгресс США утверждает программу «Книги для слепых» — для поддержки слабовидящих.

1932 — Американский Фонд слепых начинает выпуск «говорящих книг».

1949 — Появляется магнитная лента.

1949 — В СССР звучит радиоспектакль Николая Литвинова, поставленный режиссером Розой Иоффе по сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино», где Николай Владимирович сыграл все роли. Он даже пел там квартетом. Вскоре была выпущена пластинка с этим спектаклем, которая тут же стала и долгое время оставалась бестселлером.

1952 — В США выходит первая коммерческая аудиокнига «Детское Рождество в Уэльсе», прочитанная автором Диланом Томасом.

1961 — В СССР под эгидой Всесоюзного общества слепых начинается работа по созданию аудиокниг.

1972 — В СССР начинает выходить «Радионяня», образовательная программа для школьников на радио. «Весёлые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогают детям запомнить правила русского языка, объясняют законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения и хорошего тона и т.п. Ведут передачи «радиоволшебник» Николай Литвинов и его помощники Александр Лившиц и Александр Левенбук. Программы «Радионяни» неоднократно переиздаются на различных носителях.

1976 — В СССР выходит двойной альбом с музыкальным аудиоспектаклем «Алиса в стране чудес» с песнями Владимира Высоцкого. Талантливая работа и двойная направленность (постановка, как и книга Кэрролла, адресована и детям и взрослым, и содержит тонкую сатиру) позволяет этой пластинке до наших дней оставаться одной из наиболее популярных среди аудиоспектаклей советских времен.

1979 — Компания Recorded Books впервые привлекает к записи аудиокниг профессиональных актеров.

1980-е, середина — Западные издатели начинают покупать права не только на печатную публикацию, но и на аудиоверсию книги. Это становится повсеместной практикой.

1987 — Образована профессиональная Ассоциация аудиоиздателей (Audio Publishers Association).

1995 — Радиопроект «Модель для сборки»: под музыку транс звучат лучшие произведения российской и зарубежной фантастики.

1990-е, вторая половина — Появляется запись аудиокниг на CD-диски.

2002 — Появляются аудиокниги в формате mp3.

2000-е — Регулярный выпуск новинок художественной литературы одновременно в печатном и аудиокнижном форматах. Записи с голосом известного британского актера и писателя Стивена Фрая, читающего книги Джоан Роулинг про Гарри Поттера, по степени популярности и объемам продаж сравниваются со своими печатными первоисточниками. Появление новых форм: аудиоэкскурсии, печатные книги с диском, аудиокниги для изучающих иностранные языки, и др. Стремительное развитие рынка аудиокниг в России.

Аудиокниги для образования

В образовательных целях аудиокниги имеют достаточно богатые возможности для применения, что связано с их уникальной возможностью задействовать (развивать и использовать) аудиальный канал восприятия. Тезисно отметим основные направления использования.

Аудиосказки для малышей

  • Интонации некоторых артистов оказывают благоприятное психологическое влияние, что особенно важно для самых маленьких слушателей. Сказки с такими интонациями помогают снять напряжение перед сном малыша и у него самого и у родителей.

  • Слуховое восприятие играет важную роль в развитии речи ребенка.

  • Восприятие сказок на слух развивает аудиальный канал восприятия. Помимо пользы для повседневной жизни умение слышать необходимо для успешного восприятия при аудиторной системе занятий, принятой в большинстве отечественных общеобразовательных школ.

  • Аудиосказки помогают начать развивать воображение малыша до умения читать и поэтому составляют достойную альтернативу готовым образам мультиков и компьютерных игр.

Аудиокниги vs чтение

Подобно просмотру театральной постановки, прослушивание аудиокниги по литературному произведению расширяет представление о нем. Интонации чтеца могут вызвать у слушателя тот интерес к произведению, который не всегда достигается печатным словом. Здесь все, конечно, индивидуально и зависит от контакта чтеца и слушателя – того контакта, который люди устанавливают, например, с бардами, слушая их записи. Мы ни в коем случае не можем порекомендовать заменить чтение слушанием аудиокниг при обучении. Но как дополнительный материал аудиокниги, безусловно, должны сыграть добрую роль в становлении художественного вкуса, и в ряде случаев побудить к самостоятельному прочтению.

Аудиокниги как средство развития навыков речевого общения

Интенсивность использования речи для обмена информацией во многом определяется социально-культурными особенностями для заданной территориально-возрастной группы и индивидуальными особенностями отдельных личностей. В последнее время в области использования речи в обществе наблюдается ряд феноменов, несущих определенную опасность. К ним относятся заметное снижение способности молодежи воспринимать информацию на слух и связно красиво выражать свои мысли, появление так называемого «новояза», ведущего к алгоритмизации речи, и другие. Наряду с этими процессами, в последние несколько лет существенно вырос рынок профессиональных аудиокниг, которые в большинстве случаев представляют собой мастер-класс передачи информации в речи и тренинг аудирования. Предлагаем ознакомиться с тезисами к дискуссии о пользе аудиокниг для развития навыков речевого общения. 
Подробнее ...

Аудиокниги: к уроку литературы
Примеры заданий по работе с аудиокнигой на уроке:

  • Прослушайте отрывок аудиокниги или аудиоспектакля. Опишите ваши впечатления. Насколько, по вашему мнению, исполнение аудиопроизведения повлияло на ваши впечатления от услышанного?

  • Прослушайте отрывки двух разных аудиопроизведений. Сравните стили их исполнения. Чем, на ваш взгляд, вызваны указанные вами сходства и различия?

  • Прослушайте отрывок аудиокниги или аудиоспектакля. Опишите художественные приемы:

    • автора;

    • группы постановки — режиссера, композитора, артиста (артистов).

    С какой целью применены эти приемы? Как сочетаются между собой художественные приемы автора и постановщиков?

Аудиокниги на иностранных языках

При изучении иностранных языков прослушивание литературы в исполнении носителей языка важно для:

  • развития навыка восприятия речи на слух — необходимой компоненты общения;

  • получения навыка понимания общего смысла высказывания по грамматической конструкции с неизвестными элементами лексики;

  • освоения нюансов произношения.

Аудиоэкскурсии

Описание аудиоэкскурсий фирмы «1С» см. в разделе «О нас». Возможно следующее использование аудиоэкскурсий в образовательных целях:

  • Собственное развитие. Недорогой персональный гид по интересным местам.

  • На уроках краеведения, для классных часов и внеклассных занятий. Использование готовых аудиоэкскурсий для подготовки и проведения прогулок.

  • На уроках литературы будут полезны литературные аудиоэкскурсии, такие как «Булгаковская Москва» или «Петербург Достоевского». См., например, http://obr.1c.ru/actionsReport.jsp?id=38.

  • Для проектной деятельности пригодится компьютерная оболочка аудиоэкскурсий. Рассказать о родном крае, о вашей школе и ее окрестностях с помощью компьютерных технологий вы можете не только в виде презентации, интернет-странички, но и в форме почти живой, «говорящей» аудиоэкскурсии. Подробнее см. http://obr.1c.ru/newsItem.jsp?id=1274.

  • Facebook
  • Twitter
  • Vk
  • Ok


  • Купить Appstore Демотрек
    Подписка

    Новинки и анонсы издательства аудиокниг

    Ваш e-mail
    RSS 2.0